Герб

Администрация
Урывского сельсовета
Тюменцевского района Алтайского края

Об изменения законодательства РФ о муниципальной службе и противодействии коррупции и о нарушениях указанного законодательства в первом полугодии 2020 года

Федеральным законом от 16.12.2019 №432-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Конкретизирован предусмотренный ч.3 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» запрет для лиц, замещающих муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией.

Исключение составили случаи:

– участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участие в съезде или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;

– участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с предварительным уведомлением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;

– представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в совете муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединениях муниципальных образований, а также в их органах управления;

– представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование.

Уточнен порядок применения к муниципальным служащим дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных правонарушений.             В соответствии с ч.6 ст.27.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» такие взыскания  применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Изменен порядок принятия нормативных правовых актов, устанавливающих порядок получения муниципальными служащими разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией.

Если ранее такой порядок устанавливался муниципальными актами, то

в соответствии с п.п. «б» п.3 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 16.12.2019 №432-ФЗ – законом субъекта Российской Федерации.

Законом Алтайского края от 31.03.2020 N 21-ЗС с 10.04.2020  закон Алтайского края от 3 июня 2010 года N 46-ЗС “О противодействии коррупции в Алтайском крае” дополнен статьей 11.6,  устанавливающей и определяющей порядок уведомления лицами, замещающими муниципальные должности и осуществляющими свои полномочия на постоянной основе, об участии на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией, и  закон Алтайского края от 7 декабря 2007 года N 134-ЗС “О муниципальной службе в Алтайском крае” дополнен статьей 12.4, регулирующей порядок получения муниципальным служащим разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией.

 

Прокуратурой Тюменцевского района Алтайского края в первом полугодии 2020 года выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о муниципальной службе и о противодействии коррупции.

 

Согласно п. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность, в том числе органов местного самоуправления, в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Основным направлением реализации антикоррупционной политики в муниципальных образованиях является принятие и реализация муниципальных программ (планов) противодействия коррупции в соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции.

Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 №378 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы, в соответствии с которым руководителям органов местного самоуправления в пределах своих полномочий рекомендовано обеспечить принятие мер по повышению эффективности.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства  мероприятия по противодействию коррупции, рекомендованные для органов местного самоуправления Национальным планом противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации РФ от 29.06.2018 №378, в администрации Березовского сельсовета Тюменцевского района Алтайского края не планируются и не реализуются, в т.ч. отсутствует  план мероприятий по противодействию коррупции, включающий мероприятия, рекомендованные для органов местного самоуправления Национальным планом противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации РФ от 29.06.2018 №378, в т.ч. по совершенствованию контроля за расходами должностных лиц, устранению пробелов в правовом регулировании в сфере противодействия коррупции.

 

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” профилактика коррупции осуществляется также путем предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы.

Нормами ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации” установлено, что для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) – к специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Согласно ст. 2 Закона Алтайского края от 07.12.2007 N 134-ЗС “О муниципальной службе в Алтайском крае”, для замещения должностей муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) – к специальности, направлению подготовки. Типовыми квалификационными требованиями к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимыми для замещения должностей муниципальной службы, являются:

1) для высших должностей муниципальной службы – высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры и стаж муниципальной службы или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее двух лет;

2) для главных и ведущих должностей муниципальной службы – высшее образование без предъявления требований к стажу;

3) для старших и младших должностей муниципальной службы – профессиональное образование без предъявления требований к стажу.

В администрации Березовского сельсовета Тюменцевского района Алтайского края  в 2020 году на должность секретаря администрации Березовского сельсовета Тюменцевского района Алтайского края было принято лицо, не имеющее высшего образования.

В соответствии с разделом III Реестра должностей муниципальной службы в Алтайском крае (приложение 1 к  Закону Алтайского края от 07.12.2007 N 134-ЗС “О муниципальной службе в Алтайском крае”) должность секретаря администрации сельского поселения является главной должностью муниципальной службы.

Замещением лицом, не имеющим высшего образования, главной должности муниципальной службы – должности секретаря администрации Березовского сельсовета Тюменцевского района Алтайского края, – нарушаются требования  ст. 2 Закона Алтайского края от 07.12.2007 N 134-ЗС “О муниципальной службе в Алтайском крае”, ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”, п. 3 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”.

 

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” к мерам по профилактике коррупции относится проверка в установленном порядке сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы.

Нормами ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” установлено, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (к которым относятся и муниципальные нормативные правовые акты), и замещающие указанные должности обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Аналогичные требования содержатся в статье 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”.

Во всем муниципальных образованиях Тюменцевского района приняты муниципальные правовые акты, утверждающие перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее – Перечень).

Согласно ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”  граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Указом Губернатора Алтайского края от 16.01.2015 N 1 утверждено  Положение о представлении гражданином, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Алтайского края, и государственным гражданским служащим Алтайского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – Положение), котором предусмотрено, что сведения  доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N 460 “Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации”, заполненной с использованием специального программного обеспечения “Справки БК”, размещенного на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” – федеральной государственной информационной системы “Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации”:

гражданином – при поступлении на службу;

государственным гражданским служащим Алтайского края, замещающим должность гражданской службы, – ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом.

Пунктом 3 Положения установлено, что гражданин, кандидат на должность представляют:

сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности гражданской службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности гражданской службы (на отчетную дату);

сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности гражданской службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности гражданской службы (на отчетную дату).

Проведенной прокуратурой Тюменцевского района Алтайского края в июне 2020 года проверкой установлены нарушения указанных требований законодательства РФ в администрациях Березовского и Грязновского сельсоветов Тюменцевского района Алтайского края.

Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи кандидатами документов для замещения должности муниципальной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи ими документов для замещения  должности муниципальной службы не представлялись в администрациии Березовского и Грязновского  сельсоветов Тюменцевского района Алтайского края.

Таким образом, при приеме граждан на должность муниципальной службы в    администрации Березовского  сельсовета и администрации Грязновского сельсовета  Тюменцевского района Алтайского края, – были нарушены требования ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”, ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации” и осуществлен прием граждан на должность муниципальной службы без предоставления гражданином, претендующим на замещение должности муниципальной службы, включенной в перечень, установленный муниципальным нормативным правовым актом, в администрацию сельсовета сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих  несовершеннолетних детей, супруга.

 

Частью 3 ст. 12 Закона Алтайского края от 03.06.2010 № 46-ЗС «О противодействии коррупции в Алтайском крае» на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению  доступа граждан к информации о своей деятельности и о противодействии коррупции в Алтайском крае в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”  органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

У всех администраций сельсоветов Тюменцевского района имеется официальный сайт в сети Интернет.

Ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети Интернет.

В нарушение указанных требований ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», части 3 ст. 12 Закона Алтайского края от 03.06.2010 № 46-ЗС «О противодействии коррупции в Алтайском крае» на официальном сайте органа местного самоуправления  в сети Интернет не обеспечено размещение информация о деятельности органов местного самоуправления, предусмотренной нормативными правовыми актами РФ, в т.ч. муниципальными нормативными правовыми актами, в администрациях Березовского, Грязновского сельсоветов Тюменцевского района Алтайского края.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Согласно ч. 5 ст. 7 Закона Алтайского края от 03.06.2010 N 46-ЗС “О противодействии коррупции в Алтайском крае” органы местного самоуправления проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими муниципальных нормативных правовых актов и их проектов при проведении правовой экспертизы и мониторинге применения в порядке, установленном Федеральным законом “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов” и муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов” антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов является одним из основных принципов антикоррупционной экспертизы, установленных ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов”.

Прокуратурой Тюменцевского района при проверке в июне 2020 года   установлено, что администрациями Заводского и Ключевского сельсоветов Тюменцевского района Алтайского края не была проведена в нарушение указанных требований законодательства РФ о противодействии коррупции антикоррупционная экспертиза проектов постановлений администрации  сельсовета.

В нарушение требований ст. 15.1  Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”  муниципальными служащими администраций Заводского и Ключевского сельсоветов Тюменцевского района Алтайского края не были представлены в администрацию сельсовета (представителю нанимателя) за 2019 год не позднее 01.04.2020 года сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на которых  указанный муниципальный служащий размещала общедоступную информацию, а также данные, позволяющие ее идентифицировать.

Прокуратурой Тюменцевского района были внесены в администрации указанных сельсоветов представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

 

Прокурор Тюменцевского

района Алтайского края                                                                                  А.В. Старченко